|
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги ушедшего года на российском автомобильном рынке. Продано 1 млн 667 тысяч новых легковушек и легких коммерческих машин: это на 4,3% больше, чем в карантинном 2020 году. Хотя это не полная картина: статистика АЕБ традиционно не включает ряд китайских марок, элитные бренды и дешевые узбекские Chevrolet. Но важно, что вся прибавка была накоплена еще в первой половине года, когда рост составил внушительные 37%. А во втором полугодии наш рынок начал падение: например, в октябре продажи просели на 18%, а в ноябре и декабре — на 20%. С января по июнь была реализована 871 тысяча новых машин, а с июля по декабрь — только 796 тысяч.
При этом потенциал рынка куда больше: если бы не дефицит автомобилей, результаты 2021 года оказались куда более позитивными. Нехватка же обусловлена дефицитом электронных компонентов, разрывом цепочек поставок и ростом цен на сырье (в первую очередь на сталь). Пока же ситуация на рынке благоприятна только для дилеров, которые пользуются неудовлетворенным спросом и соревнуются в жадности: чудовищные наценки за копеечное допоснащение, увы, стали нормой жизни. И самое печальное, что покупатели готовы молча доплачивать несколько сотен тысяч (а то и несколько миллионов) рублей, лишь бы заполучить вожделенный новый автомобиль.
Что касается структуры рынка, то, по данным АЕБ, 47% спроса пришлось на «внедорожники» (788 тысяч машин). Легких коммерческих автомобилей продана 131 тысяча (7,8% рынка), пикапов — 10 тысяч (0,6% рынка). А еще у официальных дилеров куплен 1001 электромобиль. Лидером рынка остается Лада, и про ее результаты мы уже рассказывали. Следом традиционно идут Kia, Hyundai и Renault, причем все три марки показали рост продаж на 2%, хотя дефицит машин коснулся и их. В премиум-сегменте на первом месте снова BMW.
Сложившейся ситуацией в полной мере воспользовались китайские компании, у которых нет проблем с поставками комплектующих. Haval нарастил спрос более чем вдвое, Chery — втрое, а Geely — на 59%. По объему продаж они уже на равных с Mitsubishi и Маздой. И хотя дилеры «китайцев» тоже не чураются наценок, в среднем они ниже, чем у корейских марок. В годовой рейтинг топ-25 самых продаваемых автомобилей не попало ни одной китайской модели, но в разные месяцы там оказывались Geely Coolray и Atlas, Haval Jolion и Chery Tiggo 7.
Увы, игроки рынка не ожидают быстрого восстановления производства и поставок: в лучшем случае это случится лишь к концу 2022 года. Поэтому прогноз АЕБ и автопроизводителей на этот год — небольшой рост продаж на 3—5%. Если, конечно, не случится новых потрясений. А более подробные итоги 2021 года с данными продаж по всем маркам и моделям мы в Авторевю опубликуем позже.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)
Марка
2021 год, шт.
2020 год, шт.
Динамика
Лада
350714
343512
+2%
Kia
205801
201727
+2%
Hyundai
167333
163441
+2%
Renault
131552
128408
+2%
Toyota
97941
91598
+7%
Volkswagen
91125
105785
–14%
Skoda
90443
94632
–4%
ГАЗ
56468
51169
+10%
Nissan
51338
56352
–9%
BMW
46802
42721
+10%
Mercedes-Benz
44849
40491
+11%
Haval
39126
17381
+125%
Chery
37118
11452
+224%
УАЗ
32420
36487
–11%
Mazda
29177
26392
+11%
Mitsubishi
27699
28153
–2%
Geely
24587
15475
+59%
Ford
20842
14131
+47%
Lexus
19362
20586
–6%
Audi
16404
15247
+8%
Suzuki
9159
7961
+15%
Volvo
9088
8025
+13%
Peugeot
8727
4516
+93%
Land Rover
6388
6411
0%
Porsche
6262
5711
+10%
Changan
5705
7102
–20%
Subaru
5650
6240
–9%
Citroen
4897
3257
+50%
Genesis
4480
1286
+248%
Cheryexeed/Exeed
3756
226
—
FAW
3137
2692
+17%
Mini
2613
2540
+3%
Cadillac
2377
1424
+67%
Opel
2053
581
+253%
Infiniti
2034
1892
+8%
Jeep
1610
1549
+4%
Honda
1324
1508
–12%
Fiat
1237
1309
–6%
Chevrolet
1046
9380
–89%
GAC
923
—
—
Isuzu
775
961
–19%
Lifan
617
1384
–55%
Dongfeng
533
942
–43%
Jaguar
521
963
–46%
IVECO
512
415
+23%
Brilliance
110
253
–57%
Hino
54
—
—
Zotye
51
158
–68%
Foton
37
135
–73%
Chrysler
2
36
–94%
smart
1
56
–98%
Datsun
0
14772
—
Топ-25 самых популярных легковых автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)
Модель
2021 год, шт.
2020 год, шт.
Динамика
Лада Веста
113698
107281
+6%
Лада Гранта
111430
126112
–12%
Kia Rio
82941
88064
–6%
Hyundai Creta
68081
73537
–7%
Hyundai Solaris
61061
49280
+24%
Volkswagen Polo
46887
58455
–20%
Skoda Rapid
41680
35240
+18%
Renault Duster
41471
31640
+31%
Лада Ларгус универсал
39541
37166
+6%
Toyota RAV4
38441
36433
+6%
Toyota Camry
31983
27373
+17%
Renault Logan
29783
32628
–9%
Volkswagen Tiguan
29232
32982
–11%
Kia K5/Optima
29225
19860
+47%
Лада Нива Legend
25827
29089
–11%
Лада Нива Travel
25415
19824
+28%
Kia Sportage
24969
28190
–11%
Renault Sandero
22386
26038
–14%
Лада XRAY
22107
19286
+15%
Nissan Qashqai
20474
22110
–7%
Mazda CX-5
19828
20033
–1%
Skoda Karoq
19487
15551
+25%
Nissan X-Trail
19010
20237
–6%
Renault Kaptur
18889
20284
–7%
Renault Arkana
18246
16814
+9%
Топ-10 самых популярных легких коммерческих автомобилей в России в 2021 году (в сравнении с 2020 годом)
Модель
2021 год, шт.
2020 год, шт.
Динамика
ГАЗ Газель Бизнес/Next
47032
43457
+8%
Ford Transit
20840
14038
+48%
УАЗ СГР (старый грузовой ряд)
11884
13074
–9%
Лада Ларгус фургон
10573
11740
–10%
ГАЗ Соболь
9436
7712
+22%
УАЗ Профи
3819
2698
+42%
Volkswagen Transporter/Caravelle
3073
1785
+72%
Peugeot Traveller
2701
1705
+58%
Peugeot Expert
1901
966
+97%
Лада Гранта фургон
1782
1669
+7%