У этих двух непохожих снаружи автомобилей на самом деле есть общие агрегаты – скажем, японская гидромеханическая коробка от Aisin. Кроме того, и C3 Aircross, и CS35Plus довольствуются на российском рынке статусом маргинала: «француз» по привычке эпатирует публику невменяемыми ценами, а «китаец», едва пришедший на наши просторы, тут же ступил на скользкую дорожку скидочных акций – видимо, дела не задались.
Я так и вижу упрёки в комментариях от наших подкованных читателей: уж если собрались экзаменовать «китайца» европейской моделью, так возьмите полноценный кроссовер вроде Peugeot 2008, тем более что после рестайлинга и установки на него замечательного трёхцилиндрового моторчика PureTech «француз» здорово прибавил в потребительских свойствах.
Citroёn C3 Aircross и Changan CS35Plus
Увы, в своём первом поколении этот «Пыж» на российском рынке остался лишь в виде немногих нераспроданных складских экземпляров, хотя на сайте компании ещё висит. И пока мы ждём следующего поколения 2008-го уже на новой маленькой «тележке» CMP, будем довольствоваться девчачьим C3 Aircross, который выделяется на фоне конкурентов не только примечательным дизайном в стиле «ми-ми-ми», но и размытым позиционированием. Кстати, иные важные дядьки на дачных седанах головы выворачивали, глядя на C3 Aircross, а один спросил ради смеха: есть ли версия с дизелем и на ручке. Есть, чего ж ей не быть на французской-то машине…
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Citroen C3 Aircross
Changan CS35Plus тоже приметный, потому что похожий на Tiguan, по крайней мере такое мнение устойчиво закрепилось в нашей журналистской среде уже при первом знакомстве с машиной. Автомобиль этот – новый для Changan, с ним марка пытается выйти за рамки сегмента «лоукост». Но нужен ли такой автомобиль нашему рынку? Интересно, что и в Китае, и в России CS35Plus будет бороться не только с одними и теми же потребительскими стереотипами, но и с одними и теми же конкурентами.
Changan CS35Plus
Changan CS35Plus
Changan CS35Plus
Changan CS35Plus
Changan CS35Plus
Силовые агрегаты и динамика
При выводе на российский рынок китайцы совершенно точно сделали верный выбор и с двигателем, и с типом автоматической коробки. Напомним, что в Китае наряду с базовым мотором в 1,6 литра (JL478QEP) предлагают исполнение с новейшим 1,4-литровым турбированным агрегатом, развивающим 158 «лошадей». Этот мотор идёт в паре с 7-ступенчатым «автоматом» с двумя мокрыми сцеплениями. В то время как Volkswagen не знает, что делать с коробками double clutch, китайцы, похоже, заболели им массово. В общем, для старта в России менеджмент Changan разумно выбрал 1,6-литровый безнаддувный мотор в 128 л.с., который не так прост, как иные его аналоги, скажем, базовый двигатель той же Creta, который везут из Китая. У двигателя Changan непосредственный впрыск и высокая степень сжатия – 13,0.
Мотор Changan CS35Plus
Впрочем, чего-то сверхъестественного агрегат не показывает: коленвал раскручивается долго, мощности, особенно в нижнем диапазоне, откровенно не хватает. Однако, чтобы судить об этом двигателе, хорошо бы откатать и модификацию с 5-ступенчатой ручной коробкой, что мы обязательно сделаем.
Citroen C3 Aircross Shine 1.2T 6AT
110 при 5500 об/мин, 205 при 1500-4000 об/мин
Цена: 1 693 000 рублей
На тестовой версии в пару к двигателю шёл классический гидромеханический «автомат» Aisin TF-73SC, который якобы везут на сборочный завод Changan в Чунцине из Японии – так по крайней мере нас заверили в российском представительстве Changan. Это по меньшей мере странно, ведь свой первый завод в Китае японцы построили ещё в 1995 году. Тем более что настройки у этой коробки в некотором роде «китайские». Так, она очень долго перестраивается после смены характера движения: скажем, после часа езды по трассе при въезде в город, где водитель начинает активно дросселировать в потоке, коробка первое время подвисает, запаздывает с переключениями, притом что двигатель уже поднял обороты, и хорошо бы включить другую ступень.
Интерьер Changan CS35Plus
Само по себе движение по трассе на Changan CS35Plus не предполагает манёвров – лучше держаться в выбранной полосе. Дело в том, что силовой агрегат обладает слабой, как бы сказали прежде, «эластичностью», а проще говоря, машина с трудом ускоряется из стационарного режима в диапазоне от 80 до 110 км/ч. Для обгона на трассе использование ручного режима обязательно, но и с ним совершить манёвр безопасно сможет разве что опытный водитель. Ещё одна явная особенность коробки Aisin – это не просто слабые, а практически отсутствующие возможности торможения ступенями. Со второй на первую передачу электроника позволяет переключиться лишь при скорости в 30 км/ч, то есть в экстренной ситуации это вряд ли поможет, и опять же коробку будет трудно использовать в ручном режиме при эксплуатации в холмистой местности – придётся жечь тормоза.
Между тем конструктивно Aisin TF-73S показывает высокую живучесть и ходит по 200 тысяч км и даже больше – благо количество моделей, где ставилась 70-я серия, перевалило за десяток, да и сам агрегат отработан и прошёл модернизации. Техники российского офиса Changan заверили нас, что формально масло залито на весь срок службы. Как производитель автомобиля, Changan рекомендует менять его через каждые 60 тыс. км, что весьма ценно: далеко не всякий автопроизводитель позволяет такую профилактику – понятно, что дилерам куда выгоднее сделать капремонт, а не сменить ATF.
Citroёn C3 Aircross и Changan CS35Plus
Собственно, ровно этот же агрегат мы видим и под капотом C3 Aircross, за тем исключением, что настройки здесь несколько иные, хотя есть и общая черта: возможности по «ручному» замедлению всё так же удручающе плохи. С другой стороны, «ситроеновская» прошивка радикально быстрее адаптируется к изменениям режима движения, позже переключается при активной езде и не сбрасывает средних оборотов. При этом даже спокойное движение в городе может сопровождаться излишне частыми переключениями, заметными для водителя и пассажиров. Такое ощущение, что европейцы заточили её если не под спорт, то по крайней мере под владельцев, которые обычно не отказывают себе в быстром разгоне, тем более что трёхцилиндровый дутый моторчик 1,2 PureTech (2RHNVW) в исполнении 110 л.с. как нельзя лучше способствует активной езде.
Интерьер Citroёn C3 Aircross
К слову, второе поколение этого семейства моторов собирают и в Китае, но конкретно на C3 Aircross устанавливают агрегат европейской сборки – образец третьего поколения, которое запустили в прошлом году. Он, конечно, не делает из маленькой французской машины «зажигалку-пулялку», но в городском потоке позволяет чувствовать себя совершенно свободно: тут нет и намёка на дефицит тяги, поскольку «полка» на уровне 205 Нм достигается уже при 1500 об/мин, чему способствует турбинка с малым моментом инерции. Понятно, что в среднем диапазоне скоростей прыти у малыша изрядно убавляется, однако ж обгоны на трассе ему даются куда легче, чем «китайцу», хотя это тоже не его стихия.
Changan CS35Plus 1.6 6AT Plus
128 л.с. при 6000 об/мин; 161 Нм при 4000 об/мин
Цена: 1 219 900 рублей
Немаловажным фактором резвости C3 Aircross стала его маленькая, а точнее, нормальная для высокотехнологичных «европейцев» снаряжённая масса – всего 1 263 кг, притом что Changan CS35Plus весит очень много, даже чересчур – 1 465 кг. И это не исключение среди китайских машин, а правило: «китайца» легко узнать по этому показателю, не нужно даже смотреть на «шапку» таблицы технических данных. Из этого вытекает не только повышенный расход бензина, но и низкая грузоподъёмность: Changan CS35Plus может взять на борт всего 300 кг, то есть трёх толстеньких пассажиров, в то время как «француз», который на полноценный-то кроссовер не похож, а скорее, на хэтчбек повышенной вместимости, увезёт 742 килограмма. То есть можно не верить цифрам в Одобрении типа транспортного средства, но вот такие данные фиксируют документы на автомобили, выданные Росстандартом. Едем дальше: «француз» может увезти прицеп минимум в 600 кг массой, а оснащённый тормозами – и в 840 кг. «Китаец» же ничего увезти не может: «буксировка прицепа не предусмотрена».
Расход топлива
На трассе C3 Aircross лучше китайского конкурента как минимум на литр, в городе всё зависит от манеры езды: если водитель кладёт педаль в пол от светофора до светофора, то на дисплее меньше 10,5 л/100 км км не увидишь. Если ездить умеренно, с лёгкостью можно выйти из «десятки». У Changan на трассе в стационарных режимах при скоростях около 110 км/ч бортовой компьютер показывал 8–8,5 литра на «сотню», а в городе расход сразу выходил за пределы 10 литров. Вполне возможно, всё дело в настройках коробки: посмотреть бы этот двигатель на 5-ступенчатой «ручке» – эта версия тоже доступна на нашем рынке.
Citroёn C3 Aircross и Changan CS35Plus
К слову, в российском отделении Changan сейчас как раз рассматривается вопрос о поставках в Россию упомянутой версии с мотором 1.4Т, но как будет вести себя тот агрегат на машине с высокой массой… Понятно только, что CS35Plus станет ощутимо резвее.
Управляемость и плавность хода
У «китайца» в этих дисциплинах обнаруживается масса положительных качеств, по которым он держит равенство или даже бьёт «француза». Например, настройки рулевого управления: у CS35Plus околонулевая зона – чёткая, в целом машина точно следует указаниям водителя, у C3 Aircross «ноль» здорово размыт, а виражи даются машине с трудом – всё-таки подвеска не такая энергоёмкая.
Citroen C3 Aircross и Changan CS35Plus
Citroen C3 Aircross и Changan CS35Plus
Citroen C3 Aircross и Changan CS35Plus
Citroen C3 Aircross и Changan CS35Plus
Змейки на нём выписывать не нужно. «Китаец» в свою очередь радует мягкостью при переезде через пластиковых «лежачих полицейских» – даже на скоростях 40 км/ч подвеску не пробивает и пассажиры дискомфорта не чувствуют. Само собой, для бездорожья он предназначен лучше – нужно только не забыть поставить защиту поддона картера, «французу» по силам лишь сухая грунтовка или каменистая дорожка – не более того, потому как геометрия у него – как у типичного горожанина.
Интерьер
Что касается интерьера, здесь по CS35Plus впечатления двойственные: с одной стороны, очень хорошее кресло, широкие диапазоны регулировок рулевой колонки (в двух плоскостях), современная архитектура, с другой – качество иных материалов явно не дотягивает до европейских, исполнение циферблатов при всей их хорошей читаемости откровенно простоватое, а вот управлять данными на бортовом компьютере со спиц руля чрезвычайно неудобно. Этот момент однозначно требует исправления.
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Интерьер Changan CS35Plus
Имеются здесь и артефакты китайского русифицирования, например слово «Медия» на большом центральной дисплее, графика которого может показаться удобоваримой, только если ни разу не сидел в салоне того же «Ситро». Спору нет, инженеры Changan идут вперёд, и вот уже в «китайце» имеется штатный подогрев, недоступный, правда, в базовой комплектации с ручной коробкой, но пока до Европы им, повторимся, далеко, а вот помериться интерьерами с той же Hyundai Creta – это пожалуйста! Правда, сейчас у корейского кроссовера грядёт обновление и вполне может быть, инженеры Hyundai как-нибудь облагородят машину.
Впрочем, имеется у CS35Plus и откровенный недочёт, с которым владельцу будет примириться непросто: это расположение и наклон передних стоек. Они радикально ограничивают обзор, но и определяют неудачное размещение наружных зеркал заднего вида: скажем, чтобы посмотреть в левое зеркало водителю среднего роста и тем более ниже среднего, придётся сильно повернуть голову. В «Ситро» таких недостатков, конечно, не имеется, однако здесь не помешало был поглубже установить рулевую колонку, поскольку даже в самом глубоком положении она сильно выдвинута вперёд, из-за чего не все водители смогут оптимально разместить руки на руле – кому-то сгиб в локтях может показаться излишне большим. В целом же по интерьеру, в том числе по шумоизоляции, при всех своих достоинствах даже такой прогрессивный «китаец» пока отстаёт от европейских коллег.
Цены
Да и цена на него, если честно, высоковата. Сравнение российских и китайских ценников несколько ввергает в ступор – всё-таки машина импортированная, а значит, хочешь – не хочешь, «тяжелеет» по деньгам на треть при пересечении границы.
Citroёn C3 Aircross и Changan CS35Plus
Однако в Китае при грубом пересчёте CS35Plus базовая комплектация для модификации 1,6 + АКП стоит 935 тыс. рублей, в России примерно за тот же набор опций с этим силовым агрегатом просят 1 169 000 рублей, да ещё и готовы скинуть 110 тысяч по трейд-ину и финансовым программам. Как китайцам такое удаётся – сказать трудно. Неужели продают без маржи?..