Две веселых буквы: тест-драйв модельной линейки Kia GT Line

Мало кто решится отрицать огромные успехи марки Kia, прежде всего — в бюджетном сегменте. Для самой марки это и победа, и главная проблема одновременно: все привыкли, что Kia производит качественные, практичные и доступные автомобили, но потенциальные владельцы, которые хотят получить что-то особое, какую-то «перчинку и изюминку», для которых главным параметром становится эмоциональный отклик и удовольствие от вождения, направляют стопы в салоны совсем других брендов. С этим нужно было что-то делать… Вот только что именно?

 

В свое время с точно такой же проблемой столкнулись такие японские марки, как Toyota, Nissan и Honda. Отчасти они решили эту проблему созданием Lexus, Infiniti и Acura.  По такому же пути пошли в Hyundai, породив Genesis. При реализации такой концепции модели, которые должны обеспечить уход от концепции «весьма сердито, но при этом недорого», оказываются собранными на отдельный «ствол», растущий из общего корня.

Но в Kia решили пойти другим путем: не отращивать отдельный «ствол», а разработать для каждой из существующих моделей особую версию, ну а чтобы эти версии, к какой бы модели они не относились, воспринимались как некое единое направление, присвоить им общее обозначение GT. Прямо скажем — решение амбициозное, смелое и неоднозначное, потому что за двумя скромными буквами тянется весьма нескромный смысловой шлейф. 

История большого туризма

Давайте оставим в покое стародавние времена, когда европейская аристократия имела обыкновение отправлять своих отпрысков в большое путешествие (Gran Tour) по континенту, естественно, в сопровождении кучи багажа и всяческой челяди. Тогда и сформировался тип специального экипажа для такого путешествия, большого, роскошно отделанного и очень комфортабельного, получившего название “гран-турер”. 

Когда на смену лошадкам пришли железные кони, это название приобрело несколько иной смысл. Когда кровавый ужас Первой Мировой остался позади, и Европа начала набирать жирок, элите понадобились автомобили, позволяющие одним броском преодолеть расстояния, отделяющие столицы от излюбленных мест отдыха и прожигания жизни: Биаррица, Ниццы, Монако, альпийских курортов… Но просто спортивные модели не годились: уж слишком они были аскетичны. Тогда и сформировался облик нового гран-турера: мощного, быстрого, но в то же время комфортабельного автомобиля, с двух или четырехместным кузовом, чаще всего — типа «купе» или «кабриолет».  

В тридцатые годы в этом классе задавали тон французские  Delage и Delahaye с кузовами от лучших «карросери», то есть кузовных ателье. Впрочем, от них не отставали немцы, англичане и… чехи. Ну а потом была Вторая Мировая, и на два десятилетия Европе стало не до туризма. Второй расцвет категории GT, Gran Tourismo, пришелся на конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века.

Одна за одной рождались все новые модели, до сих пор восхищающие своим техническим совершенством и элегантностью. Какие машины, какие имена! Ferrari Berlinetta Lusso, Maserati Ghibli, Mercedes-Benz 300SL, Bentley Continental GT…. Естественно, владельцы автомобилей такого рода не могли остаться в стороне от гоночных трасс, и с 1997 года FIA проводит чемпионат GT. Участвующие в нем автомобили сильно отличаются от своих дорожных собратьев, и под капотами машин самой мощной и быстрой категории GT1 могут стоять огнедышащие агрегаты мощностью до 630 л.с. Одним словом, автомобили «Гран Туризмо» — это «князья и графья» мира моторов.

И вот в эту аристократическую тусовку в 2013 году проникают сразу два детища корейской компании, заряженные версии 3-дверной модели Kia Pro_cee’d GT и 5-дверного хэтчбека Cee’d GT. Прямо скажем, задача стояла очень непростая: автомобили не должны были смотреться «мещанами во дворянстве», незаслуженно присвоившими себе громкое имя, и в то же время они не должны были утратить главное достоинство автомобилей Kia — доступность. Но и тут должен быть правильный баланс, ведь слишком дешевый автомобиль «Гран туризмо» — это полнейший оксюморон! 

Веточки ствола Kia

Нельзя сказать, что появлению гран-туреров Kia сопутствовал оглушительный успех, но тем не менее, сама идея доказала свою продуктивность и жизнеспособность, так что абсолютно логичным шагом стало приглашение на работу Альберта Бирмана, который оставил должность вице-президента по инжинирингу BMW M Automobiles и BMW Individual и принял пост руководителя подразделения Испытаний автомобилей и разработки автомобилей с повышенными динамическими характеристиками в корейском Намьянге. Ведь именно баварский концерн стал наиболее ярким примером реализации стратегии «спортивных ответвлений на ветвях единого ствола», и именно Бирман за 30 лет работы набрал гигантский опыт превращения «просто автомобилей с боевитым характером» в дорожные болиды. 

Ну а что делать тем, кто не готов платить за «секунды до сотни», лишние лошадиные силы под капотом и «отточенную управляемость», но все-таки хотел бы иметь автомобиль, чем-то выделяющийся из общего ряда и подчеркивающий индивидуальность владельца? Баварцы предлагают для этих целей тюнинговые комплекты M-style, ну а марка Kia — версии GT-Line. 

Понятно, что подготовить версию GT-Line существенно проще: берется готовая модель, украшается яркими и стильными элементами внешнего декора, в салоне ставится спортивный руль, кресла с более выраженной боковой поддержкой, добавляются какие-то «спортивные» элементы, вроде вставок «под углепластик» и металлических накладок на педали — и пожалуйста, получите и распишитесь. 

В итоге такие версии на сегодня есть почти для всех моделей немаленькой линейки марки, от крохотного Picanto до большого кроссовера Sorento Prime. Другое дело — запустить в серию действительно спортивную версию. Тут не обойтись без серьезных НИОКР: ведь нужен более мощный мотор, трансмиссия, адаптированная под его возможности и адаптированная к совсем другим режимам движения, а также перенастроенная подвеска.

Соответственно, линейка «настоящих» GT марки Kia насчитывает три модели: ProCeed GT, Optima GT и Stinger GT. И именно для того, чтобы разом познакомиться со всей этой компанией, мы отправились в окрестности Санкт-Петербурга. При этом каждая из моделей была представлена в двух ипостасях: GT и GT Line. Кроме того, в компанию затесался и кроссовер Soul последнего поколения SK3, в комплектации GT Line. Да, у предыдущего поколения (заводской код PS) была версия GT, и с технической точки зрения новый Soul GT Line от нее практически не отличается. Но в компании решили, что сам типаж мини-кроссовера не слишком хорошо соответствует статусу гран-турера и «понизили в звании». 

Да, двух дней тест-драйва для такого мероприятия все-таки маловато. Чтобы попробовать и сравнить все три модели в двух комплектациях, плюс Soul GT Line, нужно семь раз поменять автомобиль. А ведь в экипаже — два человека, и напарнику тоже нужно подержаться за баранку… Но программа предусматривала только три больших остановки, на которых можно было обменяться с коллегами и пересесть из одного автомобиля в другой. В итоге для меня и моего напарника Optima, как GT, так и GT Line, осталась, так сказать, за бортом. 

Можно, конечно, было бы просто пропустить эту модель, но я все же расскажу, чем отличаются эти версии от стандартных седанов. 

Знакомство по переписке

Внешне спортивные версии Optima отличаются черными глянцевыми накладки корпусов наружных зеркал и боковых порогов, а также сдвоенными наконечниками выхлопных труб, ну а придуманная Петером Шрайером облицовка радиатора в виде «тигриного носа» имеет решетку с зубчатой структурой. В салоне — обтянутые комбинированной коже сидения, D-образный спортивный руль и контурная подсветка. К услугам водителя — множество электронных помощников, включая интеллектуальную система автоматической парковки, систему контроля слепых зон (BSD) и систему помощи при выезде с парковки задним ходом (RCTA). 

Но если Optima GT Line оснащена 188-сильным атмосферником Theta II 2.4L GDI, то под капотом Optima GT стоит турбированный агрегат Theta 2.0 T-GDI мощностью уже 245 л.с. В принципе, этот двигатель способен и на большее, но его мощность специально ограничена для попадания в благоприятную налоговую зону. Тем не менее, GT Line способна достичь скорости в 100 км/час за 9.1 сек (нормально, хотя и не особо впечатляет), а вот GT — за 7.4 сек (и это уже серьезно). 

Кроме того, на автомобилях с буквами GT установлено рулевое управление с электродвигателем, размещенным на рулевой рейке (R-MDPS), которое, по идее, должно обеспечить «прозрачную» обратную связь и максимально точные реакции на действия водителя. Тем не менее, по отзывам коллег, поведение Optima GT скорее напоминает не классические спортивные автомобили, а американские «маскл кары», «мускулистые автомобили», быстрые и комфортабельные, с весьма плавным ходом.

Место встречи — это важно…

Главной звездой семейства Kia GT и GT Line, вне всякого сомнения, является Stinger. Отношение у автожурналистов к этой модели — от полного неприятия, через «пристойный автомобиль, но до уровня немецких конкурентов все же не дотягивает» до полного и безоговорочного восторга. Я, пожалуй, попадаю во вторую группу. 

С одной стороны, Stinger начинается там, где заканчивается Optima, в том смысле, что «младшая» комплектация GT Line имеет под капотом такой же Theta 2.0 T-GDI мощностью 247 л.с., способный разогнать автомобиль до сотни за 6.7 сек. Лучшую (по сравнению с Optima GT) динамику обеспечивают не две дополнительные «лошадки», и не разница в массе (Optima отнюдь не тяжелее, а наоборот, легче на 143 кг), а различия в трансмиссии. Optima оснащена 6-ступенчатой коробкой A6MF2, а Stinger — новейшим 8-ступенчатым автоматом A8TR1.

Но настоящее ускорение ты испытываешь за рулем Stinger GT. Его V6 битурбо объемом 3.3 литра относится к семейству Lambda II и способен выдавать 370 л.с мощности и 510 нм крутящего момента. Это уже настоящий спорткар, разгоняющийся до 100 км/час за 5.3 секунды. Заднеприводная версия и вовсе укладывается в 4.9 секунды! 

Такой разгон требует и соответствующих тормозов: Stinger GT щеголяет тормозными дисками диаметром 350 мм спереди и 340 сзади и тормозными механизмами Brembo (передними — с четырьмя суппортами, задние — с двумя). 

При всём при этом в рамках короткого знакомства Stinger мне «не зашел», ни GT Line, ни GT. На первом я ехал в основном по дорогам с ограничениями то 40, то 60 км/час. Ну да, была пара участков с обгонами по встречке, которые Stinger GT Line позволил осуществить без каких-либо проблем. Ни тебе драйва, ни тебе эмоций… Ну а на Stinger GT я ехал в основном по многополосным скоростным магистралям с ограничением в 110, и все мое внимание было поглощено борьбой с автомобилем: как бы не выскочить за ненаказуемый лимит в 128 км/час. Какой уж тут драйв…Уже в точке назначения, вытаскивая рюкзак из весьма объемистого багажника, я понял, что занимался ерундой: нужно было просто выставить ограничитель. 

Плюс ко всему, я никак не мог найти общий язык с автомобилем и поймать то ощущение, которое позволяет проходить поворот хоть и безопасно, но на максимально возможной скорости. Одним словом, осталось некое разочарование, но связанное не с какими-то конкретными чертами характера или конструкции автомобиля, а с тем, что ты ожидал чего-то гораздо большего, ну и с тем, что так и не ощутил того самого слияния с машиной.

Веселись, душа!

Зато поездка на Soul GT Line быстро смыла это чувство неудовлетворенности. Вот уж задорный автомобильчик! И этот задор чувствуется во всем: в узких фарах, объединенных полоской, проходящей по всей ширине автомобиля, в брутальной пасти нижней решетки радиатора, в черных глянцевых накладках в верхней части задних стоек, в бумерангах задних фонарей, обтекающих заднее стекло в виде своего рода дуги, в сдвоенном наконечнике выхлопной трубы, расположенном по центру кузова… Все это ощущение дерзости и нонконформизма подчеркивают красные акценты: полоски в нижней части бамперов, вдоль порогов и красные колечки на колпачках, закрывающих ступицы колес.  

Внутри новый Soul тоже не разочаровывает: кресла с комбинированной обивкой и красной прострочкой, ухватистый D-образный руль, обтянутый исключительно приятной на ощупь кожей «наппа», большой информационный дисплей на приборной панели и главная доминанта: огромный широкоформатный тачскрин с диагональю 10.25” головного устройства медиасистемы, вписанный в овальную окантовку: над экраном — дефлекторы системы вентиляции, под ним — кнопки управления медиасистемой. Посадка — почти вертикальная (а я это люблю), обзорность — отменная… 

Но самое главное, что Soul не разочаровал меня на ходу. Во-первых динамика… Ну и что из того, что кроссовер может разгоняться лишь до 205 км/час, а не  до 270, как тот же Stinger? Где, кроме гоночных треков, можно развивать такие скорости? А разгон до сотни за 7.8 сек воспринимается в таком кубике как очень, очень энергичный. И важно даже не это… Важно, что мне как-то сразу удалось найти общий язык и с 7-ступенчатым «роботом» DCT-7, и с 200-сильным 1.6-литровым турбомотором. Мой напарник, правда, ворчал: «Что-то не чувствую я этих двух сотен…», но у меня как-то сразу получилось найти правильную интенсивность нажатия на педаль газа и понять, что в любой момент я могу получить именно ту тягу, которая требуется в данной ситуации. Добавим чувствительное рулевое, с четким «нулем», отменную траекторную устойчивость, неплохую энергоемкость подвески…

В общем, едет Soul GT Line так же, как и выглядит, то есть очень задорно! И что приятно — весь этот задор ты лучше всего ощущаешь на не самых лучших дорогах. И мне абсолютно непонятно, как некоторым коллегам могло показаться, что «Soul раздражает зудом на сиденье и грубо пинается на всех неровностях». По мне, так Soul — это сплошной фан. Автомобиль так и подзуживает пройти очередной поворот поэнергичней, а эмоции сравнимы с теми, что ты испытываешь на картодроме, с той разницей, что тебя окружает вполне комфортабельный и уютный интерьер. 

Для тех, кто мечтает о Porsche

Но, пожалуй, главным открытием пресс-тура для меня стала модель ProCeed версиях GT Line и GT. Дело в том, что изначально я не ожидал от этого автомобиля ничего особенного. Ну подумаешь, Ceed с кузовом «универсал»… Ну да, очень сбалансированный, удобный, дружелюбный автомобиль, с массой опций, обычно встречающихся только в премиальном сегменте. Такие покупают совсем не для того, чтобы наслаждаться драйверским азартом… Но ProCeed — это совсем другая история. 

Во-первых, он имеет несколько иной тип кузова, не просто «универсал», а «шутинг брейк». Вопреки распространенному заблуждению, это не маркетинговое название «универсалов» некоторых марок. Автомобили с кузовом «шутинг брейк» появились в первой половине ХХ века, специально для состоятельных охотников (отсюда и название). Они должны были с комфортом перевозить и самих охотников, и их снаряжение, и добычу, поэтому автомобили имели две двери, солидный грузовой отсек сзади и богато декорированный, на уровне представительских моделей, салон. После войны это название перекочевало на «универсалы», построенные на базе спорткупе: такие модели были в гамме Aston-Martin, Ferrari и Jaguar. Но после того, как в 2010 году Mercedes-Benz представил четырехдверную модель CLS Shooting Break, категория «шутинг брейк» обрела новые границы. На сегодня считается, что от хэтчбеков, фастбеков и купе этот тип кузова отличает более массивная задняя часть, а от классических универсалов — покатая пятая дверь. Ну и спортивная «начинка» самого автомобиля. 

ProCeed действительно сочетает эстетику спорт-купе с комфортом и динамикой «гран-турера», при этом имея практичность и вместительность универсала. При этом увеличенные воздухозаборники, ячеистая решетка решетки радиатора с красной подложкой, бампер со спортивными очертаниями общие пропорции (автомобиль ниже и длиннее соплатформенных пятидверного хэтчбека и универсала) придают модели куда более агрессивный вид, по крайней мере, по сравнению с обычными Ceed и Ceed SW. 

Но ProCeed эффектней всего выглядит не анфас, не вполоборота спереди и не в профиль (хотя «плавничок» на заднем стекле весьма элегантно подчеркивает изящную линию крыши и пятой двери): все-таки длины капота, унаследованной от сугубо «гражданских» версий, немного не хватает. Кстати, интересней всего выглядит автомобиль, окрашенный не в красный, а в белый цвет. Именно на таком кузове начинают «играть» красные акценты, от полоски вдоль нижней части бамперов и порогов до окантовок ступиц, намекающих на колеса спорткаров с центральной гайкой. Но стоит подойти к машине сзади, как сразу понимаешь, какая именно модель вдохновляло дизайнеров. Да, да, стилистическое сходство с Porsche Panamera буквально бросается в глаза! И общие округлые очертания, и светодиодная полоска, и даже шрифт логотипа PROCEED — все это поддерживает ощущение сходства. 

Так что, Kia метит в конкуренты Porsche? Вовсе нет. Помните, как первое поколение Honda Civic называли «Porsche для секретарш»? Так вот, похоже, в Kia решили предложить «Porsche для молодых предпринимателей и менеджеров среднего звена». Действительно, ты молод, энергичен, достиг определенного финансового благополучия, и очень хочешь ездить на чем-нибудь этаком, способном разогнаться до сотни секунд за 5-6. Но вот беда: цены на Porsche Panamera начинаются с 6.6 миллиона рублей, да и обслуживание этих автомобилей дешевым не назовешь. 

И тут на сцену выходит Kia с моделью ProCeed! Хотите динамичный автомобиль, способный разгоняться до 100 км/час пусть не за 5.7, а за 7.5 сек, зато всего за 1 999 900? Вот вам ProCeed GT. Можете обойтись без реальной динамики, лишь бы автомобиль выглядел поспортивней, и внутри, и снаружи? К вашим услугам GT Line за 1 519 900. И это не подделка, а относительно бюджетная альтернатива, позволяющая молодому предпринимателю удовлетворить свои амбиции уже сейчас, за посильные для него деньги. Ну а Panamera пусть остается мечтой, которую он когда-нибудь, возможно, сможет реализовать…

И что самое главное, ProCeed не разочаровывает ожиданий и на ходу! Я, конечно, говорю о ProCeed GT, с 200-сильным 1.6 Turbo — GDI. 140-сильная версия GT Line — это, как и многие другие модели Kia, просто приятный в управлении, дружелюбный и эффектный автомобиль. 

А вот ProCeed GT, с его уменьшенным на 5 мм дорожным просветом, увеличенной жесткостью пружин и стабилизатора поперечной устойчивости и перенастроенными амортизаторами — это совсем другое дело… Ты садишься в кресло с развитыми боковыми валиками и отделкой из черной кожи и искусственной замши, с красной прострочкой и логотипом GT, ставишь ноги на педали с алюминиевыми накладками, кладешь руки на маленький пухлый спортивный руль с усеченным нижним сегментом, обтянутый качественной перфорированной кожей в зоне хвата, и начинаешь проникаться атмосферой азарта. 

Трогаешься с места — и вот они, те самые эмоции, ради которых люди и тратят деньги на автомобили со спортивным, заводным характером! Главное — перевести трансмиссию в спортивный режим, чтобы робот DCT-7 подольше держал высокие обороты, или просто перевести трансмиссию в ручной режим. Крутой поворот? Да он проходится на скорости 100 км/час! Впереди плетется грузовик? Два коротких движения рулем, энергичное нажатие на педаль, и ProCeed дерзко вписывается в «окно» во встречном трафике. Дорогу пересекают железнодорожные рельсы? Тормоз, газ, и автомобиль не переползает, а проскакивает препятствие в режиме динамической разгрузки, безо всякого намека на пробой подвески. 

Ну а вырвавшись на скоростную многополосную магистраль, можно воспользоваться тем, что, по обыкновению Kia, автомобиль напичкан системами помощи водителю, обычно свойственным только премиальным и куда более дорогим маркам. Включаешь активный круиз-контроль, убираешь ноги с педалей и отдыхаешь, поскольку и о выходе машины с полосы, и о наличии другого автомобиля в слепой зоне тебя предупредят. 

 Признать успешной

Ну а теперь пора вернуться к вопросу об эффективности стратегии «суббренда, размазанного по всей модельной линейке». В какой-то мере ответ на этот вопрос дает статистика доли продаж версий GT и GT Line в общем объеме реализации конкретных моделей. Скажем, для маленького Picanto доля версий GT Line составляет 7 — 10%, для солидного Sorento Prime — 10-12%, а вот для кроссоверов Soul и Sportage она не превышает 1-2%. 

Еще более интересная картина наблюдается в случае моделей, имеющих как версию GT Line, так и GT. Например, для Stinger на «умеренную» версию GT Line приходится 43 — 46%, а на бескомпромиссную GT — 6-11%. Ситуация с солидной Kia Optima выглядит так: 21 — 22% общего объема приходится на GT Line, 6 -7% — на GT. Наконец, в случае с моделью ProCeed, у которой «гражданских» версий просто нет, 63% приходится на GT Line и 37% — на GT.

В целом понятно, что стратегия работает, обеспечивая расширение клиентской базы, хотя эффективность ее работы различается для разных моделей: наименьший интерес вызывают GT-версии относительно утилитарных кроссоверов, которые приобретают ради удобства и комфорта, наибольший — версии моделей, изначально заявляющих о спортивных амбициях, таких, как Stinger и ProCeed, и относительно дорогих престижных автомобилей, таких, как Optima и Sorento Prime. 

В любом случае, у руководства Kia есть все основания считать свою стратегию вполне успешной, и расширять семейство GT/GT Line. И ближайшее время мы точно познакомимся с Cerato GT Line, и сотрудники компании намекнули, что вполне вероятно и появление чего-то этакого и в семействе Rio… 

Источник