11 декабря новый председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен представила проект так называемой «Зелёной сделки» (Green Deal), который в будущем превратится в Европейский закон о климате. Особое внимание в документе уделяется автомобильной промышленности – ей законопроект не сулит ничего хорошего.
Теория глобального потепления стала в Европе настоящей религией, а главным её пророком назначена шведская школьница Грета Тумберг – «человек года» по версии американского журнала Time. В то время как Урсула фон дер Ляйен рассказывала о намерении к 2050 году добиться в Европе полной климатической нейтральности и потратить на это триллионы евро налогоплательщиков, Грета и её соратники участвовали в «Марше за Климат» в Мадриде, где проходит очередная Конференция ООН по изменению климата. Казалось бы, активисты должны быть довольны тем, что политики сделали борьбу с изменением климата своей главной задачей, но нет – Грета сотоварищи считают, что политики их предали и собираются лишь для того, чтобы «договориться о всевозможных лазейках», которые помогут им ускользнуть от решения реальных проблем.
Грета и другие алармисты (так называют сторонников теории глобального потепления, а тех, кто считает эту теорию фейком, называют скептиками) постоянно ссылаются на некие научные исследования, в которых говорится, что неконтролируемое потепление более чем на 1,5 градуса по Цельсию станет для планеты катастрофическим. А главной причиной этого потепления алармисты называют создающие парниковый эффект антропогенные выбросы СО2. Вот с этими самыми выбросами Еврокомиссия предлагает решительным образом бороться, но алармисты считают, что нужно ещё решительнее – сегодня, сейчас, немедленно, а не тянуть волынку до 2050 года.
Грета Тунберг стала завсегдатаем экологических митингов и грозой погрязших в бюрократии европейских чиновников.
Большинство политиков тоже ссылаются на некий консенсус учёных, утверждающих, что СО2 и глобальное потепление опасны, но на самом деле никакого консенсуса нет. Минувшей осенью 500 учёных из разных стран направили в ООН письмо, где говорится буквально следующее:
«Общераспространенные модели в отношении климата, на которых основана современная международная политика, несостоятельны. Жестоко и поспешно требовать тратить триллионы на основании результатов этих несовершенных моделей. Нынешняя климатическая политика бессмысленно и жестоко подрывает экономику, подвергает риску жизни людей в странах, не имеющих доступа к недорогой и надежной электроэнергии».
Заметим, что скептики не отрицают факта глобального потепления, но, ссылаясь на вполне конкретные научные данные, утверждают, что причина его – вовсе не в парниковом эффекте. Планета Земля знала периоды, когда концентрация СО2 в воздухе была в десятки раз выше, чем сейчас, и это не привело к исчезновению жизни. Наоборот, СО2 – жизненно необходим для того, чтобы жизнь на Земле продолжалась. То есть Грета Тумберг и Еврокомиссия совершают самый настоящий самострел.
Повышение температуры на планете, конечно, имеет свои издержки, влияет на разнообразие и популяции живых организмов, но в общем и целом это положительное явление, и планета в плане климата движется к новому оптимуму Голоцена, то есть к самым комфортным для жизни условиям. Подробности и ссылки на научные данные можно узнать из большого материала «Церковь глобального потепления» журналиста, публициста и писателя Юлии Латыниной из «Новой газеты». Если резюмировать этот материал совсем коротко, то нет никакой проблемы изменения климата. Меняться – это единственное устойчивое свойство климата, и борьба с ним, мягко говоря, абсурдна.
Тем не менее пока алармисты побеждают, и скоро это ощутит каждый, кто хотя бы иногда выезжает из своей «деревни». Квотирование выбросов СО2 и торговля этими квотами приведут к резкому подорожанию международных воздушных и морских перевозок, так как их невозможно перевести на электротягу. Автомобили и железнодорожный транспорт, по задумке Еврокомиссии, должны стать полностью электрическими.
Производителей машин к переходу на электротягу подталкивают постоянно ужесточающиеся Евро-нормы, в которые всё сложнее вписать двигатели внутреннего сгорания, и ограничения выбросов СО2 по всему модельному ряду. С 1 января 2020 года в Европе вступят в силу новые требования, согласно которым среднее значение выбросов СО2 для парка новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей не должно превышать 95 г/км. За каждый лишний грамм будет начисляться штраф в размере 95 евро. В пересчёте на объёмы выпуска машин в ЕС это, по прогнозам аналитического агентства JATO Dynamics, означает 33,6 млрд евро штрафов в год, которые съедят всю прибыль автопроизводителей. Надо ли объяснять, чем это грозит? Между тем, по состоянию на конец 2018 года, ни один автопроизводитель, кроме Tesla и Smart, не смог вписаться в плановые 95 г/км, а средний показатель по отрасли составил 120,4 г/км.
К 2030 году средний показатель выбросов СО2 для автомобилей планировалось снизить до ещё менее реалистичных 60 г/км, однако «Зелёная сделка» предусматривает пересмотр этого параметра (раздел 2.1.5) в меньшую сторону – конкретное значение будет определено в июне 2021 года. Представители индустрии, разумеется, против этой инициативы. Бернхард Маттес, президент VDA (Объединение германских автопроизводителей) заявил, что планы Еврокомиссии игнорируют техническую и экономическую реальность, а Карлос Таварес, глава Groupe PSA и действующей председатель АСЕА (Ассоциация европейских автопроизводителей), напомнил, что свобода передвижения – одна из фундаментальных европейских ценностей и основ демократии, которую планы Еврокомиссии могут подорвать.
Тем временем, несмотря на стоны топ-менеджеров, европейский автопром медленно, но верно перестраивается на электрические рельсы. В ноябре Ангела Меркель лично открыла в немецком Цвиккау первый по-настоящему крупный европейский завод по выпуску электромобилей (здесь будут производить модели на фольксвагеновской платформе MEB), а заодно на 50% увеличила государственные субсидии на покупку электромобилей и plug-in гибридов. Первая фаза программы субсидирования была запущена ещё в 2016 году, но она не помогла достичь плановых показателей по росту парка розеточных машин в Германии, а потому было решено добавить денег. Теперь каждый бюргер при покупке электромобиля может рассчитывать на дотируемую государством скидку в размере 5000-6000 евро (в зависимости от цены), при покупке подключаемого гибрида – 4500 евро. Программа господдержки рассчитана до 2025 года, а что будет потом, сейчас не возьмётся предсказать никто.
Ангела Меркель под присмотром главы VW Герберта Дисса осматривает новый завод в Цвиккау, который уже в следующем году выпустит на рынок около 1011 0 тысяч электромобилей.
По данным JATO Dynamics, в октябре на долю электромобилей пришлось всего 2% европейского рынка новых автомобилей, а совокупная доля гибридов (как обычных, так и розеточных) и «электричек» составила 9,6%. Конечно, пока ещё на рынок не вышли по-настоящему массовые и более-менее долгоиграющие (с большим пробегом на одной зарядке) модели, но вряд ли вы найдёте хотя бы одного эксперта из отрасли, а не из числа алармистов, кто осмелится утверждать, что европейцы готовы в массовом порядке пересаживаться на электромобили.
Зарядная инфраструктура всё ещё слабо развита, а поездки на больше расстояния на электромобилях потребуют заметно больше времени, чем на машинах с ДВС, так как зарядка – процесс небыстрый. На мощных терминалах современные батареи можно подзарядить до 80% ёмкости относительно быстро (примерно за полчаса), но стоят такие терминалы слишком дорого и вдобавок при регулярном использовании сильно изнашивают батареи, то есть снижают их ёмкость. Меньше ёмкость – меньше пробег. На больших сроках службы даже самые совершенные электромобили пока сильно проигрывают машинам с ДВС. Перевод на электротягу коммерческого транспорта (магистральных грузовиков) вообще на данный момент представляется нерешаемой задачей – слишком дорого и неэффективно.
Отдельная проблема – утилизация пришедших в негодность из-за падения ёмкости литий-ионных батарей. Альянс Renault-Nissan, например, не знает, что делать со старыми батареями хэтчбеков Zoe и Leaf – то на фермы их отправляет запасать энергию, то ставит на прогулочные катера, а универсального промышленного решения нет. Что будет, когда изношенных батарей на рынке окажутся миллионы? Увы, алармисты об этом не задумываются.
Фирма Renault пристроила отработавшие батареи от электромобилей на прогулочные лодки для катания туристов по Сене (река в Париже).
Многие, кстати, надеялись на технологический прорыв в конструкции батарей: использование наноматериалов, в частности графена, сулило радикальное увеличение ёмкости, скорости зарядки и долговечности. К сожалению, прорыва пока не произошло, что стало, например, главной причиной отказа компании Dyson от планов по выпуску электромобилей (при уже готовой фактически первой модели).
Выходит, что Еврокомиссия под истерические вопли алармистов готовится перевести автопром на несовершенную технологию, которая не нужна массовому потребителю и в перспективе станет ещё одной головной болью настоящих экологов – тех, кто против замусоривания планеты. Именно генерируемый человеком мусор мог бы стать объектом внимания Греты Тумберг и других неравнодушных к здоровью планеты граждан, но на первый план, к сожалению, вышли совершенно естественное глобальное потепление и совершенно безвредный СО2. Ясно, что планы Еврокомиссии и уж тем более алармистов, нереализуемые. Вопрос лишь в том, когда и в каком виде наступит отрезвление, и какую цену придётся за него заплатить европейской экономике, чьё состояние неминуемо отразится на экономике мировой. В общем, так или иначе нас это тоже коснётся, хотя, понятно, что сейчас о массовом распространении электромобилей в России речи идти не может.